Общие вопросы организации факультативных занятий

Внеклассной работой по математике называются необязательные, добровольные внеурочные занятия учащихся по предмету, которые не требуют усвоения обязательного минимума теоретического материала (теорем, формул и т.д.), и выполнения практических работ, предусмотренных рабочим планом учителя. По моему мнению внеклассная работа по математике должна дополнять обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Выделяются следующие задачи, стоящие перед внеклассной работой:

Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, подсознательный интерес. Необходимо развивать у учеников чувство долга и ответственность, которые также активизируют учение. Интерес на всех этапах развития характеризуется:

  1. наличием положительных эмоций по отношению к деятельности;
  2. наличие подсознательной стороны этой эмоции;
  3. наличие непосредственного мотива деятельности.

В соответствии с этими характеристиками можно выделить следующие способы активизации подсознательной деятельности учащихся:

При подготовке к уроку необходимо придумывать приемы, которые будут использованы по ходу урока, особенно во второй его половине, когда школьники уже утомлены, вызывая желание активно усваивать учебный материал. С помощью хорошо продуманной системы внеклассных мероприятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлеченные этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке математики. Они хотели узнать о прикладной ее стороне, решать более сложные задачи. Удовлетворение запросов этих ребят, закрепление и развитие их интереса к математике —одна из важнейших задач внеклассной работы.

Внеклассная работа по предмету имеет две стороны, неразрывно связанные между собой:

  1. во-первых, это необязательные занятия школьника по предмету;
  2. во-вторых, это работа учителя и педагогических коллективов по организации этих занятий и руководство ими. Основными формами внеклассной работы по математике является математический кружок и внеклассное чтение.

Внеклассные занятия приносят большую пользу не только учащимся, но самому учителю. Они заставляют его пользоваться литературой и таким образом обновлять и углублять свои познания, косвенно повышая качество классной работы и выявлять способных учеников, желающих продолжать образование.

Математический кружок — наиболее распространенная и эффективная форма внеклассной работы. В основе организации кружка лежит принцип добровольности. В каждом классе имеется некоторое число учащихся, интересующихся математикой. Собрать их на первое занятие математического кружка не трудно. Обычно для этой цели достаточно, чтобы учитель рассказал учащимся о том, чем они будут заниматься, какую им это принесет пользу, что они при этом узнают нового и интересного. Такую беседу можно провести в конце урока. Она должна быть яркой и увлекательной, заранее продуманной во всех деталях. Необходимо на этом занятии представить математику как прикладную науку, для познания всего окружающего мира, привести примеры, что"на острие пера математика рождаются открытия, которые переворачивают мир." Каждый урок приводить по примеру для того, чтобы учащихся возникло желание самому найти подобное. Вкусив единожды запретный плод человек, по своей природе его уже не упустит. Показать, что способности математического мышления применимы и востребованы во всех областях деятельности человека ; математика должна стать инструментом , а не самоцелью при достижении других, более высоких и амбициозных целей индивидуума. Занятия математического кружка могут быть посвящены:

Моделирование на занятиях математического кружка может оказать большую помощь учителю в оборудовании кабинета математики. В то же время (и это главное) моделирование приносит большую пользу самим школьникам, ибо изготовление моделей способствует более глубокому усвоению учащимися школьного курса математики. Школьник приобретает полезные навыки практического характера. Прежде чем сделать модель ученику приходиться продумать технологию ее изготовления, продумать , какие элементы модели находить путем измерения, а какие  —вычислением, произвести ряд измерений и построений. От этой подготовительной работы зависит не только качество модели но и простота ее изготовления. Во многих школах моделирование уже стало обязательной частью учебного процесса. Однако ученики изготавливают только простейшие модели к отдельным задачам или теоремам школьного курса геометрии. Изготовление нестандартных моделей редко встречается даже на факультативных занятиях.

© Субботина М.В. be number one
Хостинг от uCoz