Важнейшая задача современной школы гармоническое развитие личности, которое основывается на прочных знаниях, овладении определенными навыками и умение применять их на практике. Мастерство учителя основано на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, одним из которых является принцип наглядности.
Использование наглядности в обучении имеет как сторонников так и противников. Это свидетельствует о нечетком пониманиипринципа наглядности, дополненный недавно принципом моделирования.
Вторым фактором, определяющим качество обучения являются способности учащихся. Еще в Древней Греции было известно, что дети учатся по разному не из-за лени или усердия дело в природном различии их способностей. Сократ учил, что мера образования определяется исключительно врожденными способностями и главная задача учителя моделирования в обучении имеет цель выявить способности и привлечь этих учеников к изучению предмета, к которому ребенок имеет природные способности.
Принцип наглядности как основной принцип дидактики был введен Каменским. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и поэтому считал, что обучение следует начинать "не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними". Каменский считал, что "все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое слухом, запахи обонянием, доступное осязанию путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются сразу несколькими чувствами". Эти взгляды Каменского были поддержаны и развиты считал, что наглядное обучение "это такое учение, которое строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Этот ход учения, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких ясных технических законах, что отвергать из необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимостьсообразовываться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности".
Педагоги прошлого отожествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека, в особенности ребенка.Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью его органов чувств и мышления.Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, а активно на него воздействует: рассматривает его с разных сторон, расчленяет его на части, если это возможно, производит с ним определенные действия. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Однако сфера непосредственного чувственного познания весьма ограничена следующими факторами:
Чтобы расширить сферу чувственного познания и как-то воспринимать объекты, непосредственно чувственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Это разного рода приборы, усиливающие органы чувств (например телескоп), приборы для восприятия объектов прошлого (фотоаппараты) или объекты, находящиеся в замкнутом пространстве и далеко (телевидение).
Во всех этих случаях мы имеем дело с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектов и объектом познания находятся какие-то посредники:приборы, аппараты или другие объекты. Особый характер имеет опосредованное познание объектов в случае, когда посредником между познаваемым объектом и познающим субъектом является модель объекта.